Презентация технологического потенциала Издательского дома «Логос» в связи с предстоящим Мировым чемпионатом по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в Казани

ПО ПЕЧАТНОМУ СЛОВУ ТЕХНИКИ

Подготовка национальной сборной WorldSkills Russia в компетенции «Печатные технологии в прессе» для сотрудников казанского Издательского дома «Логос» стала не только миссией, но и поводом для размышления о судьбах отечественной полиграфии.

Нажатием одной кнопки мастер приводит в движение печатную машину размером с автобус. Стопка глянцевых цветных листов вырастает почти мгновенно.

– Вы сейчас это видите и думаете: чему тут учиться? Кнопку нажимать? Конечно, развитие технологий идёт по пути максимального снижения риска человеческого фактора, – говорит директор «Логоса» Максим Андреев. – Между тем производитель этой техники регулярно переиздаёт огромный том – «Энциклопедию по печатным средствам информации». Эта книга обязательна к изучению для тех, кто собирается нажимать на кнопку…

На машине, которую нам демонстрирует Максим Валентинович, ребята из российской национальной сборной готовились к мировому чемпионату WorldSkills** в Абу-Даби и международному чемпионату, который Казань примет в 2019 году. И хотя большинство конкурсантов – студенты профессиональных колледжей и  вузов, все они изучали эту машину практически с нуля.

– Цветное печатное изображение – это результат поочерёдного наложения на бумагу четырёх цветов. Чтобы оно получилось правильным, нужна калибровка – определённый цвет одной крошечной растровой точки под определённым углом. Если вы сместите этот угол и внесёте в программу неверные значения, то на выходе получите «муар» – нечёткий или искажённый рисунок. Чтобы научиться калибровать, нужно достаточно много времени, – объясняет Максим Андреев.

Точность – фундаментальное понятие для производителей современного типографского оборудования. В своё время «Логос» стал первой типографией в России, решившейся на приобретение высокоточного, высокотехнологичного и дорогостоящего оборудования. Поэтому «Логос» и стал площадкой для подготовки конкурсантов WorldSkills. А ещё потому, что рухнувший в 90-е годы тандем училищ и полиграфических предприятий так и не был восстановлен.

ВРЕМЯ ТКАТЬ КОВРЫ

Сегодня Издательский дом «Логос» носит имя В.И. Андреева. Своё дело отец и сын начинали в конце 90-х. Валентин Андреев, в то время – председатель поволжского отделения Российской академии образования, завкафедрой педагогики Казанского университета, занимался выпуском профессиональной литературы. Университетская типография с заказами не справлялась. Андреевы купили первый ризограф, который поставили у Максима дома.

– Мы тогда работали буквально на коленке. Начали с маленьких брошюрок, авторефератов. Спустя какое-то время купили первый офсетный печатный станок. Технологию осваивали на ходу, выполняя заказы… А дух WorldSkills близок нам ещё и потому, что первое помещение, где мы разместились уже как самостоятельная типография, находилось в профессиональном полиграфическом лицее на улице Фукса, – рассказывает Максим Валентинович. – Мы договорились с руководством, что ребята при желании могут проходить у нас практику. Станки, которые стояли в училище, морально устарели лет на двадцать. Но средств на модернизацию у лицея не было. Потом его и вовсе объединили со строительным.

Республиканские типографии сами начали обучать печатников. И это было плохо, потому что отрасль не подпитывалась новыми кадрами и долгое время варилась в собственном соку.

Да и сегодня специалистов очень мало. Новых мастеров почти нет, а старые просто переходят из типографии в типографию. Среди тех ребят, которые собирались ехать на соревнования WorldSkills, мы пока тоже не увидели настоящих энтузиастов. Да, многие стараются, хотят выучиться, победить. Но для них это всё – пока лишь захватывающее, авантюрное приключение… С другой стороны, многие родители сегодня опомнились и хотят, чтобы их дети получили профессию, которая востребована на рынке труда. На эту тему есть прекрасная восточная сказка: девушка-крестьянка отказалась выходить за молодого  султана потому, что он не владел ни одним ремеслом. Тогда он научился ткать ковры. Однажды его похитили разбойники. Он соткал ковёр и попросил его продать во дворце. Так султан сообщил невесте, где его держат похитители…

НАВЫКИ – «МИРОВЫЕ», ПЕРСПЕКТИВЫ – РОССИЙСКИЕ

По мнению Максима Андреева, вопрос подготовки к чемпионатам WorldSkills поднимает и другую, гораздо более масштабную проблему: готовы ли предприятия Татарстана принять на работу этих чемпионов? Может ли республиканское производство обеспечить им ту зарплату и рабочие места, на которые ориентируют
подобные конкурсы?

– Мы много ездим по зарубежным производствам. Почти везде – колоссальная загруженность. Недавно я был в Иране. У нас машина формата печати А3, и мы прикладываем усилия, чтобы полностью её загрузить. А у них две машины формата А1, в несколько раз мощнее, чем у нас, и огромная очередь заказов, – говорит директор. – А на заводе-производителе типографской техники в Германии я увидел огромный станок, колоссально дорогой. Мне объяснили: одна из французских парфюмерных компаний выпускает новый аромат, и эта машина сделана на заказ для печати упаковки новых духов. Полиграфия, особенно рекламная, – это лакмусовая бумажка развития экономики и конкуренции.

Но главный фактор, влияющий на спрос и предложение в сфере полиграфии, – это интернет.

– Печатные тиражи прессы сильно просели, особенно это стало заметно в последние два года. Рекламодатель активно уходит на сайты и в соцсети, хотя зачастую расходы на это выше, чем на полиграфию. Непредсказуемо ведёт себя и книжный рынок, – говорит Максим Андреев. – Но это похоже на историю взаимоотношений театра и кино: все говорили, что первый умрёт с приходом второго. Однако же театр не умер, он просто нашёл себе новую форму существования. Мы поступили примерно так же.

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ

Стеллажи «Логоса» полны роскошных изданий – красочные иллюстрации, глянцевая бумага. Максим Валентинович показывает серию альбомов. Она посвящена истории Татарстана, разворачивающейся на фоне деятельности президентов – двух российских и двух республиканских. Всё выстроено на фотографиях Михаила Козловского. Он ушёл, а запечатлённая им четвертьвековая хроника жизни страны продолжает жить на страницах серии, начавшейся с альбома «Ельцин и Татарстан».

– Это знаковые во многих смыслах книги. Вот, например, подарочное издание «Казанский Кремль». Его дарил высоким гостям республики Президент Татарстана Рустам Минниханов. А книга «Чудотворная Казанская икона Божией Матери» была подарена всем гостям, в том числе и патриарху Кириллу, присутствовавшим на закладке камня восстанавливаемого Казанского собора. Мэр Казани Ильсур Метшин дарил этот альбом послу России в Королевстве Испании во время презентации крупнейшим европейским туроператорам потенциала развития паломнического туризма в Казани и Татарстане. Этот проект имеет для меня большое значение. «Логос» выступил благотворителем проекта реставрации Сергиевской церкви на ул. Япеева и музея Казанской иконы на её цокольном этаже.

Издатель убеждён: роль печатного текста в человеческой истории и культуре гораздо шире, чем может показаться на первый, обывательский, взгляд.

– Во-первых, появляются всё новые и новые данные о том, что текст, прочитанный с листа, на 30-60% усваивается мозгом лучше, чем текст, прочитанный с гаджета, – говорит директор предприятия. – Во-вторых, древние люди, оставлявшие петроглифы на стенах пещер, пытавшиеся создать папирусы, которым не страшно время, не столько передавали информацию, сколько стремились запечатлеть, зафиксировать себя, свою жизнь, достижения в памяти человечества. Это стремление никуда не исчезло.

Автор: Ксения Сёмина